* direct.vtheatre.net/ru [ru]
teatr.us + chekhov.us

anatolant.livejournal.com [ru]

liveinternet.ru/user/anatolant

picasa RU albums

rat.vtheatre.net & filmplus.org/rat

method.vtheatre.net

acting.filmplus.org
books.filmplus.org
filmplus.org/classes
directing.filmplus.org

... Teacher or/and Master


THR331 * Directing: Laws, Rules, Principles * Topics : Stage Event = Subjective Time + Dramatic Space * amazon.com *

TOPICS: drama + comedy + postmodern + time + space + show + spectacle + audience + theory + public +
RU Russian page in Russian (new)
[ advertising space : webmaster ]


Broadway tickets at TickCo. Get the best available Mary Poppins tickets as well as tickets to Wicked and Disney's High School Musical tickets.

Stage Directing Theory
Directing Theory: pre-text, text and super-text

Stanislavsky as a Director


Theatre Directing related:

total directing files

directing theory

pomo.vtheatre.net

shows.vtheatre.net

filmplus.org/vtheatre

filmplus.org/spectator

filmplus.org/film

PoMo-Utopia

... stanislasvky.us -- method.vtheatre.net [en]


Directing Index * Part I * Part II * Part III * Part IV * Part V *
* Thr w/Anatoly * 200 Aesthetics * Acting * Script * Books * Film Directing * Theatre Theory * Write * Spectator * Classes * Plays * Students * Virtual Theatre * FILM-NORTH * BioMechanics * SHOWS * Bookmark vTheatre! METHOD Acting for Directors * HAMLET * Mailing List * Anatoly's Blog *

stanislavsky

... Acting2

Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. - М., 1974.

Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1965.

Гончаров А. А. Режиссерские тетради. - М., 1980.

Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. - М., 1982.

Мейерхольд Вс. Э. Статьи, письма, речи, беседы. - Ч. 1. 1891-1917. - М., 1967.

Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1962.

Станиславский К. С. Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского: 1898 - 1930: В 6-ти тт. - Т. 5: 1905-1909. - М., 1988.

Таиров А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. - М., 1968.

Товстоногов Г. А. Зеркало сцены: В 2-х кн. - М., 1984.

Эфрос А.: [В 4-х книгах]. - М., 1993.


Система К.С.Станиславского представляет собой единое, неразрывно связанное целое. Каждый раздел ее, каждая часть, каждое положение и каждый принцип органически связаны со всеми другими принципами, частями и разделами. Поэтому всякое деление ее (на разделы, темы и т.п.) является теоретическим, условным.Тем не менее изучать систему К.С.Станиславского, как и всякую науку, можно только по частям. На это указывал и сам Станиславский.
system [Russian] ***
Переживание и представление

Одна из главных идей Станиславского заключалась в том, что есть три технологии актерской игры: ремесло, "переживание" и "представление" (кавычки означают, что слова эти наделены нетривиальным смыслом).

Ремесло основано на пользовании готовыми штампами, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду (но не переживает) актер.

Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актер испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актер эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.

Наконец, в искусстве переживания актер и на сцене, на самом спектакле испытывает подлинные переживания, не такие, как в жизни, но все равно подлинные, и это рождает жизнь образа на сцене, насыщенную деталями столь интересными и тонкими, какие никогда не удержатся при повторении закрепленного рисунка в искусстве представления. Здесь нет демонстрации результатов творчества, а есть сам импровизационный процесс и поток живого человеческого чувства, направленного от актера к зрителю.

Станиславский проблематизировал игру актера, превратил ее из органического свойства в художественное средство, материализовав в актерской игре две философские модели. Первая основана на том, что жизнь, помимо игры, пуста и хаотична, и только искусство игры, красивая форма "оплотняет" хаос. "Ему нужно играть, без этого он задыхается, как пустое место без содержания; как платье, которое ни на кого не одето... Актер не индивидуализирован. Вот его сущность" (В.В. Розанов, 1914).

Вторая модель исходит из переполненности жизненным материалом, из ощущения "избытка своей души над... своим лицом, своей судьбой, своей жизнью" (Ф.А. Степун, 1923). Две противоположные философские модели требуют различных актерских технологий, и именно Станиславский дал толчок к их формированию.

Неверно утверждать, что Станиславский вовсе отрицал "представление". Главным в его открытии было понимание "представления" и "переживания" как равноправных способов, технологий актерской игры, функционально связанных с режиссерской задачей. Иногда требуется одно, иногда - другое. Иначе говоря, историческая заслуга Станиславского заключена в рефлексии по поводу способа актерской игры, каковая до него понималась как нечто "отприродное", жестко человеку данное.

Именно Станиславский известен и как теоретик, и как практик, добившийся преодоления "даров природы". Именно от Станиславского идет превращение способа существования на сцене в гибкое средство художественного моделирования. Теперь это аксиома, хотя по-прежнему доминирует ремесло, а трудности, к которым зовет Станиславский, мало кем востребуются. Честно говоря, Станиславский был гений, и система его для гениев. Людям масштаба помельче казалось, что он Моцарт, который хочет стать Сальери.

От толчка, сделанного Станиславским, возникли и креолизованные техники. Задается внешний рисунок роли, но при этом актеру предлагается либо "оправдать" форму ("пережитой гротеск"), либо частью своих выразительных средств обнаруживать переживание, не совпадающее по смыслу с заданным рисунком.

Упражнения на "пережитой гротеск" любил Михаил Чехов (сесть на корточки на стол, поставить на голову чернильницу, оправдать эту позу и объясниться в любви). Эксперименты по несовпадению (выражение глаз и интонации противоречат остальной мимике и жестам) ставил на Марлоне Брандо в 1940-е годы Ли Страсберг, этим виртуозно владел Аркадий Райкин, на этом был построен целый спектакль БДТ - "История лошади" с Евгением Лебедевым в главной роли.

Во второй половине ХХ века возникает заданная идеями Станиславского технология "актер играет актера, который играет роль", хотя элементы ее можно уловить еще в поставленном Станиславским "Ревизоре" с М. Чеховым-Хлестаковым. Именно в расчете на эту структуру написана, например, пьеса "Марат/Сад" (1965) Петера Вайса.

В то же время практически все эксперименты Ежи Гротовского, в том числе задание актеру "выполнять движение души с помощью своего организма" и проект "Искусства начинающего" (1980-е), вытекают из той рефлексии по поводу актерского каботинажа, которую когда-то предпринял Станиславский. Он действительно обеспечил театр будущего запасом идей и техник.

http://www.peoples.ru/art/theatre/producer/stanislavskiy/

filmstudy
Bookmark FILM-NORTH

Using The Stanislavski Method to Create a Performance
View SlideShare presentation or Upload your own. (tags: method stanislavski)

Up-level my yahoo: theatre + Anatoly' blog RSS diigo it * Use http://vtheatre.net to link to Virtual Theatre pages!

Links to Site
Live Writing Advice

2007 An online course supplement * Film-North * Anatoly Antohin * eCitations rate
© 2006 by vtheatre.net. Permission to link to this site is granted.

Next Theatre DIRECTING amazon [ ... ] See who's visiting this page.

stage directing home: 2007 GROUP * appendix * biblio * books * reading * references * links * faq * new * glossary * forum * students * notes * list * archive * keywords * swicki + theatre-swicki.eurekster.com * flickr * virtual theatre domains * calendar * popup * sum * video * store * my notebook * [ I ] [ II ] [ III ] [ IV ] [ V ] + amazon.com/kindle | * my live.com/theatre

igoogle.com | my.yahoo.com | my.live.com | my.msn.com
Anatoly Antohin